Проблемы финансирования страховой медицины
Экономика и жизнь,
10 июля 1996 г.
В здравоохранение направлено средств больше, чем собрано взносов 1905 просмотров
За три года практической реализации Закона об ОМС в РФ сформировались 4 основных модели финансовых потоков в системе обязательного медицинского страхования.
Первая (страховая) модель — в качестве страховщиков выступают страховые медицинские организации (СМО) и деньги от территориальных фондов ОМС поступают по договорам в СМО, которые работают уже непосредственно с застрахованным населением и конкретными лечебно-профилактическими учреждениям (ЛПУ), контролируют объем и качество оказываемой медицинской помощи и сами ведут все взаиморасчеты с ЛПУ. Такая организационная модель страхования охватывает более 30% населения Российской Федерации.
Вторая (смешанная) модель — в качестве страховщиков выступают как СМО, так и филиалы территориальных фондов. Это схема организации ОМС реализуется в 36 субъектах Федерации (44,8% населения страны).
Третья модель — на страховом поле отсутствуют страховые медицинские организации, а всю работу по ОМС проводят только территориальные фонды и их филиалы (14% населения страны).
И, наконец, четвертая (условная) модель — собранные фондами страховые взносы на работающее население распределяются между ЛПУ по указаниям органов управления здравоохранения без учета экономической обоснованности, сохраняя прежний механизм финансирования ЛПУ. Модель охватывает 18 территорий с численностью 11,8% населения страны: Ивановская, Смоленская, Кировская, Нижегородская и Брянская области; большинство республик Северного Кавказа и Восточно-Сибирского региона. Медицинского страхования на этих территориях практически нет.
В зависимости от степени готовности медицинских учреждений к работе в системе ОМС, ее финансовой обеспеченности средствами и бюджета здравоохранения, а также ответственности местных органов власти и управления здравоохранения за выполнение Закона РФ «О медицинском страховании» наблюдается большой разброс субъектов Федерации по показателям, характеризующим степень включенности территории в процесс реформирования здравоохранения.
Так, если в 1994 году было 48 субъектов Российской Федерации, в которых главы местной администрации игнорировали Закон о медицинском страховании и не осуществляли платежи на страхование неработающих граждан (в основном старики и дети) своих территорий, то в 1995 году их число несколько сократилось и составило 24 субъекта. А по состоянию на 01.04.96 их количество составило 29 субъектов РФ. Это такие крупные территории, как Новосибирская, Кировская, Смоленская, Ивановская, Читинская, Омская, Саратовская, Ульяновская, Брянская, Белгородская, Оренбургская, Магаданская и Курганская области, республики Карелия, Алтай, Саха (Якутия), Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Чечня, Удмуртия, Калмыкия, Адыгея и Тыва, а также Коми-Пермяцкий, Таймырский, Усть-Ордынский, Эвенкийский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа.
И хотя в целом по РФ объем платежей на неработающих граждан в 1995 году возрос более чем в 3 раза, относительный показатель в расчете на одного неработающего намного меньше, чем на работающего (соответственно 50,7 и 140,6 тыс руб.). По территориям эти различия еще больше. В этой связи определенный интерес представляют результаты анализа финансовых потоков в системе ОМС в зависимости от применяемой страховой модели.
Так, общий оборот финансовых средств в 1995 году составил 15,3 трлн рублей, из них только 12,5 трлн (81,7%) — средства плательщиков взносов (страховые взносы (55,2%) и платежи бюджета на неработающих граждан (26,5%), 1,21 трлн (7,9%) составляли средства нормативного страхового запаса, перешедшего с прошлого года, и 1,59 трлн рублей (10,4% общего дохода) — средства, поступившие дополнительно за счет экономических рычагов управления финансами, законодательно предоставленных фондам ОМС. А именно поступления от применения штрафных санкций и пеней, банковских депозитов за размещение временно свободных средств и ценных бумаг, возврат кредитов и так далее. Одним словом, «заработанные» системой деньги позволили: полностью компенсировать «собственные расходы» фондов на ведение дела (2,8%); рассчитаться с налогами, штрафами и прочими расходами (2,2%) и дополнительно (к собранным 12,5 трлн рублей средств) направить на медицинскую помощь 0,96 трлн рублей.
Таким образом, на финансирование территориальных программ населения, оплату совместных с органами управления здравоохранения мероприятий, а также оплату за лечение граждан за пределами территорий медицинского страхования было направлено 13,46 трлн рублей, что на 7,7% больше, чем все средства плательщиков, поступившие в 1995 году.
Кроме того, системе ОМС удалось также сформировать нормативный страховой запас на 1996 год в объеме 1,05 трлн рублей. Из них около 600 млрд составил аванс на январь 1996 года. Это еще раз подчеркивает преимущество внедрения в отрасль открытого саморегулируемого экономического механизма по сравнению со старым, распределительным.
На большинстве территорий удельный вес средств, дошедших до лечебных учреждений, достаточно высокий и составляет от 94,7% в субъектах, применяющих первую страховую модель, до 98,6% при второй модели страхования. Там же, где нет страховых организаций и роль страховщика выполняют фонды ОМС и их филиалы (3-я модель), показатель равен 97,4%, что несколько ниже, чем при 2-й модели.
Если сопоставить эти данные с показателем удельного веса общих средств, затрачиваемых на ведение дела (с учетом затрат СМО), то можно отметить, что третья модель организации медицинского страхования более экономична по сравнению с первой и второй. Однако на основе этих данных еще нельзя судить об ее эффективности, которая должна оцениваться по критериям полноты охвата населения страхованием и качеству медицинской помощи.
Особенно неясна картина эффективности использования средств по 18 субъектам РФ, где средства распределяются органами управления здравоохранения (4-я модель). Дальнейшая судьба этих денег по официальной отчетности системы ОМС не может быть достоверно прослежена. Поэтому полученный показатель — 38,5% средств ОМС, дошедших до ЛПУ, из числа собранных взносов на этих территориях существенно снижает средний показатель по России, составивший по отчетам системы ОМС 93,6%.
При этом рациональное формирование и использование всех доходов системы ОМС позволило 37 субъектам РФ, где активно внедряется Закон о медицинском страховании, превысить объем финансовых средств, направляемых в ЛПУ, по сравнению с собранными взносами и платежами. Колебания показателя составили от 100% в Ростовской области до 124,3% в Республике Мордовия.
Таким образом, анализ движения финансовых средств в системе ОМС Российской Федерации в целом за 1995 год показал действенность и перспективность становления открытого регулируемого экономического механизма в отрасли.
Н.КРАВЧЕНКО, руководитель аналитического центра Федерального фонда обязательного медицинского страхования, доктор медицинских наук
Вся пресса за 10 июля 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Регулирование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 июля 2025 г.

|
|
Forbes Казахстан, 1 июля 2025 г.
На случай пожара: владельцев ТРЦ обязали покупать страховку минимум на 295 млн тенге

|
|
Forbes Казахстан, 1 июля 2025 г.
Старшему брату Альжанову разрешили стать крупным акционером страховой компании

|
|
Известия онлайн, 1 июля 2025 г.
Россиян предупредили о главных угрозах для квартир во время отпуска хозяев

|
|
Sputnik Кыргызстан, 1 июля 2025 г.
Оформление полиса ОСАГО отсрочили в Кыргызстане — штрафов пока не будет

|
|
Российская газета-Кубань, 1 июля 2025 г.
Миллиарды за неурожай

|
|
РИА Новости, 1 июля 2025 г.
Рассылка штрафов с камер за езду без ОСАГО заработает до 1 ноября 2025 года

|
|
Медвестник, 1 июля 2025 г.
Страховщики сообщили об увеличении количества признанных обоснованными жалоб пациентов

|
|
Regions.Ru, 1 июля 2025 г.
Водителей будут штрафовать за езду без ОСАГО по камерам наблюдения

|
|
Ведомости, 1 июля 2025 г.
Страховщики повышают оценки инфляции в медицине на конец года

|
30 июня 2025 г.

|
|
24.kg, Бишкек, 30 июня 2025 г.
С 1 июля ОСАГО станет обязательным: сколько стоит и где оформить полис

|
|
РИА Новости, 30 июня 2025 г.
В новых регионах запущено страхование военных рисков по строительству жилья

|
|
Капитал.kz, Алматы, 30 июня 2025 г.
Тлек Альжанов намерен стать крупным акционером КСЖ Standard Life

|
|
РИА Новости, 30 июня 2025 г.
Программа страхование отсрочки платежа для МСП от ЭКСАР работает уже 5 лет

|
|
Деловой Казахстан, 30 июня 2025 г.
Казахстан усиливает защиту посетителей ТРЦ и рынков через страхование владельцев

|
|
ТАСС, 30 июня 2025 г.
Хуснуллин: в Донбассе и Новороссии запущено страхование военных рисков по жилью

|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 30 июня 2025 г.
Крупные ТЦ и ТРЦ Казахстана без страховки ответственности работать не смогут

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 30 июня 2025 г.
Расходы Фонда обязательного медицинского страхования на Кубани выросли на 15%

|
 Остальные материалы за 30 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|